31.08.2023
Автор: Андрей Заривный

Россия приостанавливает действие ключевых положений соглашения об избежании двойного налогообложения с Францией и другими «недружественными» государствами

8 августа 2023 г. президент России издал указ № 585 (далее — Указ[1]), который в одностороннем порядке приостанавливает действие (со стороны России) большинства существенных положений соглашений об избежании двойного налогообложения (далее — ДТА), заключенных между Россией и так называемыми недружественными государствами, которые ввели санкции против России.

Действие приостановки затрагивает 38 ДТА, включая соглашение с Францией от 26 ноября 1996 года (далее — российско-французское ДТА).[2]

Приостановление действует с 8 августа 2023 года до тех пор, пока недружественные государства «не устранят нарушения законных экономических и иных интересов России, прав ее граждан и юридических лиц, либо до прекращения действия указанных международных договоров в отношении России».

Приостановление было введено в действие на основании Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», который предоставляет президенту в ситуациях, требующих принятия неотложных мер, приостанавливать действие ратифицированного международного договора в соответствии с федеральным законом. [3]   Хотя в Указе и говорится о необходимости принятия срочных мер в связи с недружественными действиями ряда государств (санкциями), как того требует российский федеральный закон, с точки зрения международного права (в частности, ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров) этого может быть недостаточно для одностороннего приостановления действия договора. Последнее может стать одним из факторов, который необходимо учитывать так называемым недружественным государствам при выработке ответных мер.

Ниже мы приводим краткую информацию о том, что изменится для французского бизнеса, продолжающего работать в России, а также для французских и российских инвесторов.

Обзор приостановленных положений

Указ приостанавливает действие статей 5 — 22 и 24 российско-французского ДТА, а также пунктов 2 — 9 Протокола к нему. Приостановленные положения в основном касаются следующего:

  • Правила распределения налогов, определяющие права на налогообложение между государствами и устанавливающие некоторые ограничения на налогообложение доходов иностранных резидентов (например, максимальную ставку удержания налога). Сюда входит налогообложение доходов от постоянных представительств, прибыли компании и доходов от оказания независимых услуг, доходов от недвижимости, дивидендов, процентов, роялти, прироста капитала, трудовых доходов, а также различных доходов (гонорары артистов и спортсменов, пенсии, доходы из государственных источников, доходы студентов и другие доходы и т.д.).
  • Положения, связанные с налогообложением имущества или богатства.
  • Оговорки о недопущении дискриминации.

Не затронутыми остались статьи, касающиеся резидентства и ситуаций конфликта резидентства (правило «tie-breaker») (ст. 4), устранения двойного налогообложения (ст. 23), процедур взаимных соглашений (ст. 25) и обмена информацией (ст. 26).

Последствия приостановления действия положений

Приостановление действия вышеуказанных положений российско-французского ДТА в основном коснется французских материнских компаний с дочерними предприятиями в России, французских компаний без постоянного представительства и физических лиц — резидентов Франции, имеющих доходы из российских источников (см. раздел I/ Последствия для французских налоговых резидентов).

При этом негативное влияние может быть оказано и на российских налоговых резидентов.

I/ Последствия для французских налоговых резидентов

Основные последствия приостановления действия российско-французского ДТА для французских налоговых резидентов (компаний, продолжающих вести бизнес в России, или физических лиц, имеющих доходы в России) могут быть кратко изложены следующим образом:

В РОССИИ

  •  Увеличение ставок налога у источника или новое налогообложение в России пассивных доходов, получаемых в России.
 Физические лица — российский налог на доходы физических лицКомпании — российский налог на доходы юридических лиц
 До приостановкиПосле приостановкиДо приостановкиПосле приостановки
Дивиденды15%15%5%/10%/15%  15%  
Проценты0%30% (за исключением % по банковским вкладам, облагаемых по ставке 13%/15%)0%20%
Роялти0%30%0%20%
Прирост капитала (за исключением акций компаний, занимающихся недвижимостью, т.е. имеющих в активах более 50% недвижимости)0%30% (при владении менее 5 лет), 0% (при владении более 5 лет)0%20%
Доход от аренды недвижимости30%30%20%20%
Прирост капитала от недвижимости30% (при владении менее 3/5 лет), 0% >3/5 лет владения)30% (при владении менее 3/5 лет), 0% >3/5 лет владения)20%20%
  • Новые виды деятельности, подлежащие налогообложению, и налогооблагаемая база для постоянных представительств в России, скорее всего, увеличатся

Сам факт эксплуатации строительной площадки, объекта строительства или монтажа, независимо от срока (периода) такой эксплуатации, теперь может быть достаточным для образования постоянного представительства в России и, соответственно, для обложения его доходов российским налогом. До приостановления действия ст. 5 российско-французской ДТА, под действие этой статьи подпадали только строительные работы или строительные проекты продолжительностью более 12 месяцев.

Мы также ожидаем, что меньшие расходы (проценты, роялти, расходы на маркетинг и продвижение и т.д.) будут приниматься к вычету для целей расчета налогооблагаемой базы постоянных представительств французских компаний в России.

При этом мы считаем, что пока одностороннее приостановление действия российско-французского ДТА вряд ли окажет существенное влияние на французский бизнес, поскольку в России уже действует целый ряд ограничений и запретов на вывоз средств и платежей из России во Францию (дивиденды, возврат долгов, продажа акций и т.д.), что фактически остановило значительную часть коммерческих операций и сделало возможной лишь реструктуризацию.

ВО ФРАНЦИИ

О том, как Франция отреагирует на одностороннее приостановление Россией действия большинства положений франко-российского ДТА, пока не сообщается.

Мы считаем, что возможны два следующих варианта:

  • Франция ссылается на существенное нарушение Россией франко-российского ДТА[4], которое может служить основанием для полного или частичного прекращения действия договора или приостановления его действия: в обоих случаях любой (повышенный) налог, который будет взиматься Россией с доходов французского резидента от российского источника, больше не будет подлежать зачету во Франции. Однако у французского резидента должна быть возможность использовать этот российский налог в качестве вычитаемого расхода и, таким образом, уменьшить свою налогооблагаемую базу во Франции. В случае двустороннего приостановления действия российско-французского ДТА, по нашему мнению, может быть установлен предел такого вычета, обычно соответствующий ставке налогообложения, которую Россия имела право применять в соответствии с ДТА, когда оно действовало.
  • Франция продолжает применять франко-российское ДТА и считает, что приостановление его действия действует исключительно в отношении России: Доходы, полученные в России, которые — до одностороннего приостановления Россией — могли облагаться налогом в России, а после одностороннего приостановления — облагаются более высоким налогом в России, должны будут кредитоваться во Франции, с ограничением в максимальную ставку налогообложения, которую Россия имеет право применять в соответствии с франко-российским ДТА.

Что касается доходов, которые, с точки зрения непрерывности ДТА, должны облагаться налогом во Франции только в соответствии с правилами распределения в ДТА (например, проценты и роялти), но которые фактически облагались налогом в России — после одностороннего приостановления действия соглашения — то такие доходы, в принципе, могут быть вычтены французским резидентом в качестве расходов, тем самым уменьшая его налогооблагаемую базу во Франции.

II/ Последствия для российских налоговых резидентов

ВО ФРАНЦИИ

В зависимости от того, как Франция отреагирует на одностороннее приостановление, можно ожидать либо сохранения статус-кво для российских резидентов, получающих доходы во Франции, либо повышения ставок налога у источника выплаты с потенциальным риском двойного налогообложения впоследствии в России (см. ниже).

В РОССИИ

В связи с приостановлением действия франко-российского ДТА в отношении России последняя может получить право облагать налогом некоторые новые статьи иностранных доходов, ранее подлежавших налогообложению только в государстве-источнике (например, доходы постоянного представительства российской компании во Франции). Однако на практике такие ситуации должны встречаться довольно редко.

При этом остается неясным, каким образом в России будет действовать налоговый зачет налогов, уплаченных во Франции российскими резидентами по доходам, полученным от французских источников. С одной стороны, действие статьи 23 об устранении двойного налогообложения не приостановлено, что потенциально означает, что Россия может продолжать предоставлять налоговые вычеты по этому основанию. Однако, поскольку статья 23 российско-французского соглашения об избежании двойного налогообложения содержит ссылку на приостановленные положения соглашения, существует риск, что она больше не будет служить юридическим основанием для предоставления налогового кредита в России.

При этом следует иметь в виду, что возможность налогового зачета четко предусмотрена внутренним законодательством для российских компаний, получающих доходы за рубежом (ст. 311 Налогового кодекса РФ). Однако для российских физических лиц ситуация не столь однозначна, поскольку положения Налогового кодекса РФ (ст. 232) ставят возможность получения налогового вычета по налогу, уплаченному за рубежом, в зависимость от наличия соглашения DTA, допускающего такой вычет. Поэтому мы считаем, что до тех пор, пока действие российско-французского ДТА не будет приостановлено, в российских налоговых органах можно будет заявить налоговый вычет по налогу, уплаченному/удержанному во Франции. Однако если действие ДТА будет прекращено, то налоговый зачет будет невозможен, если только российские законодатели не внесут соответствующие поправки в Налоговый кодекс.

***

Мы надеемся, что данное сообщение будет полезным для Вас. Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам за консультацией по конкретному случаю.


[1] Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2023 № 585 «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения».

[2] Конвенция между Правительством Французской Республики и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов и уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество (вместе Протокол) от 26 ноября 1996 г., с обновлением Многосторонняя конвенция о реализации мер по предотвращению размывания налоговой базы и вывода прибыли из налоговых соглашений от 7 июня 2017 года.

[3] Пар. 4 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»

[4] Венская конвенция о праве международных договоров допускает приостановление действия договора в соответствии с положениями договора или по взаимному согласию его участников (статья 57 Венской конвенции). Франко-российское СИДН не предусматривает процедуру приостановления действия ни по инициативе одной из сторон СОИДН, ни обеих его сторон.

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Задайте ваш вопрос, и наши юристы ответят вам в кратчайшие сроки.

НАПИСАТЬ